Флаттер крыла в воздушном потоке
Как уже говорилось выше, флаттером называются автоколебания тел в потоке газа или жидкости.
При появлении первых скоростных самолетов флаттер служил причиной многочисленных катастроф. Явление флаттера тесно связано с теми воздействиями, которые поток воздуха оказывает на колеблющееся крыло.
Ограничимся рассмотрением принципиальной картины этого явления. При флаттере крыло самолета совершает изгибно-крутильные колебания, поэтому для анализа этого явления необходимо учесть по крайней мере две степени свободы крыла. При практических расчетах достаточно учесть движения крыла по первым формам собственных изгибных и крутильных колебаний. В еще более простом варианте расчета рассмотрим жесткое крыло, имеющее две степени свободы, соответствующие его вертикальному перемещению и повороту (рис.65).
Существенное значение имеет положение центра тяжести крыла, т.е. той точки его хорды, приложение вертикальной силы в которой вызывает только вертикальное перемещение крыла, но не его поворот. К этой точке (точка 0 на рис.65) будем приводить действующие на крыло силы.
Рис. 65
Если обозначить вертикальное перемещение центра жесткости крыла через
, а изменение угла атаки крыла в процессе движения через , то упругие сила и момент, приложенные в точке 0, будут равны соответственно и , где и - коэффициенты жесткости.Сила инерции и момент сил инерции относительно точки 0 составляют соответственно
(165)где
- расстояние от центра жесткости крыла до его центра массы; - масса крыла; - радиус инерции массы крыла относительно центральной оси.Наибольшие трудности представляет определение изменений аэродинамических сил, возникающих вследствие движения крыла. Простейшая гипотеза относительно этих сил состоит в том, что их можно вычислить так же, как и при неподвижном крыле, подставив в соответствующие формулы значения мгновенного угла атаки. В этом предположении получаем увеличение подъемной силы и момента
(166)где
- плотность воздуха; - скорость потока; - площадь сечения крыла; - расстояние от центра тяжести до центра давления, который расположен на одной четверти хорды крыла.Формулы (166) представляют собой грубое приближение, так как в них полностью игнорируется влияние движения крыла на обтекание. Более точное решение задачи показывает, что если крыло совершает, например, гармонические колебания с частотой , то следует учитывать еще инерцию присоединенной массы воздуха и то обстоятельство, что изменение подъемной силы оказывается смещенным по фазе относительно изменения угла атаки.
Как величина присоединенной массы, так и фазовый сдвиг зависят от безразмерного параметра , характеризующего частоту колебаний.
Ради упрощения расчета не будем учитывать всех этих обстоятельств и дополнительно в первой из формул (166) пренебрежем слагаемым , которое характеризует аэродинамическое демпфирование вертикальных колебаний крыла. С учетом сказанного получаем уравнения движения крыла в виде
(167)
где .
Решение системы (167) отыщем в виде, соответствующем гармоническим колебаниям:
(168)
Подставляя (168) в (167), получим систему однородных алгебраических уравнений относительно и :
(169)
Приравнивая нулю определитель системы (169), получим частотное уравнение. Для того чтобы привести это уравнение к более простому виду, введем следующие обозначения:
- собственные частоты поступательных (изгибных) и крутильных колебаний крыла;
- относительная плотность крыла.
Тогда частотное уравнение можно представить в так:
(170)
При нулевой скорости потока V=0 это уравнение даёт два положительных значения W2, соответствующих двум собственным частотам системы.
С увеличением скорости потока возможно появление двух типов неустойчивости. Так, один из корней уравнения (170) может обратиться в нуль, что соответствует обращению в нуль свободного члена уравнения (170):
(171)
Обращение в нуль частоты собственных колебаний системы свидетельствует о её статической неустойчивости. Действительно, возвращаясь в формуле (171) к первоначальным обозначениям, приведём её к виду
Если это соотношение выполняется, то при повороте крыла на угол а момент дополнительной подъёмной силы
уравновешивается упругим моментом .
Явление статической потери устойчивости крыла при достижении скоростью потока значения Vg называется дивергенцией.
Для крыльев самолётов, как правило, скорость дивергенции существенно превышает скорость полета и дивергенция не представляет реальной опасности.
Другой вид потери устойчивости – изгибно-крутильный флаттер - связан с тем, что частоты, определяемые из (170), становятся комплексными числами. Если имеются сопряжённые комплексные частоты , то соответствующие решения уравнений движения имеют множители
.
Экспоненциальные множители с действительными положительными показателями неограниченно возрастают.
Таким образом, в этом случае движение представляет собой колебания с нарастающими амплитудами (колебательный характер движения определяется множителями ).
Итак, условием наступления флаттера является появление комплексных корней уравнения (170), что происходит при обращении в нуль (назовём это «граничным условием») его дискриминанта:
(172)
Из уравнения (172) легко вычислить скорость флаттера.
Проследим на числовом примере характер изменения частоты свободных колебаний крыла по уравнению (170) при увеличении скорости потока.
Допустим, что ; ; ; ; .
Этим данным соответствуют скорость дивергенции, вычисленная по уравнению (171), , и скорость флаттера, вычисленная по уравнению (172), .
График изменения частот колебаний системы в зависимости от скорости потока, построенный в соответствии с уравнением (170),показан на рис.66.
Рис. 66
При V=0 система имеет две частоты собственных колебаний, мало отличающиеся от частот чисто крутильных и чисто изгибных колебаний. С увеличением скорости потока частоты сближаются, и при скорости флаттера оказываются равными друг другу.
Наличие кратных собственных частот для консервативной системы не связано с какими-либо особенностями её поведения.Для неконсервативной системы, которую представляет собой крыло, находящееся в потоке воздуха, слияние двух частот ведёт к потере устойчивости движения. В процессе колебаний система начинает интенсивно потреблять энергию потока и амплитуды колебаний неограниченно возрастают. Механизм этого явления легко понять, если представить себе, что происходящие с одинаковой частотой крутильные и изгибные колебания крыла сдвинуты по фазе на , так что, когда крыло движется вверх, его угол атаки (а значит, и подъёмная сила) больше, чем когда оно движется вниз. При этом за полный цикл подъёмная сила будет совершать положительную работу и энергия колебания будет непрерывно возрастать.