Свободные колебания автомобиля
Рассмотрим автомобиль как систему упругосвязанных между собой жестких тел (рис. 32,а). Здесь тело 1 схематически представляет собой кузов автомобиля, тела 2-5 - колеса, массы которых будем считать сосредоточенными.
Движение такой системы в процессе колебаний характеризуется семью координатами:
- вертикальное перемещение центра тяжести кузова; - вертикальные перемещения центров тяжести колес; - угол поворота кузова относительно поперечной оси; - угол поворота кузова относительно продольной оси.Распределение масс автомобиля и жестокостей упругих связей почти симметрично относительно средней продольной плоскости, поэтому в расчетах колебаний некоторой малой асимметрией можно пренебречь. При этом общий процесс колебаний можно рассматривать состоящим из двух взаимно не связанных процессов (рис. 32,б,в): продольных колебаний, характеризуемых вертикальным перемещением кузова
, поворотом кузова вокруг поперечной оси и попарно равными перемещениями обоих передних колес и обоих задних колес ; поперечных (боковых) колебаний, характеризуемых поворотом кузова вокруг продольной оси и попарно равными перемещениями обоих левых колес и обоих правых колесРис. 32
В соответствии с этим продольные колебания описываются четырьмя, а поперечные колебания - тремя дифференциальными уравнениями.
Рассмотрим продольные колебания, которые имеют основное значение.
Обозначим жесткости шин через С; жесткости передних и задних рессор через СП и СЗ соответственно; массы кузова и колеса - через m и mК. Радиус инерции кузова относительно поперечной оси, проходящей через его центр тяжести, обозначим через
.Тогда деформации рессор составляют
(передняя рессора); (задняя рессора).
Уравнения движения составим на основе уравнений Лагранжа.
Кинетическая энергия системы складывается из следующих частей:
кинетической энергии кузова
;кинетической энергии передних колес
;кинетической энергии задних колес
.Суммарная кинетическая энергия:
.Потенциальная энергия деформации рессор:
.
Потенциальная энергия сжатия шин:
.
Суммарная потенциальная энергия:
.
Вычисляя соответствующие производные и подставляя в уравнения Лагранжа (29), получим
(73)
Частное решение системы (73) имеет вид
Подстановка частного решения в уравнение (73) приведет, как в рассмотренных ранее системах, к однородным относительно амплитуд алгебраическим уравнениям и соответственно обнаружатся четыре собственных частоты колебаний.
С практической точки зрения удовлетворительный результат дает рассмотрение упрощенной схемы продольных колебаний (рис. 32,г).
Будем считать шины недеформируемыми, тогда рассматриваемая система обладает двумя степенями свободы, соответствующими координатам . Положим в полученных выше выражениях для кинетической и потенциальной энергий , тогда эти выражения принимают вид
Уравнения Лагранжа:
Частное решение
После его подстановки получим
или
(74)
Как обычно, для получения нетривиального решения приравниваем нулю определитель системы:
Раскрывая определитель, получим частотное уравнение в виде
(75)
Определив из уравнения (75) собственные частоты, можно найти соответствующие им собственные формы колебаний. Для этого из какого-либо (например, из первого) уравнения системы (74) нужно образовать отношение амплитуд
(76)
и подставить в него поочередно оба корня частотного уравнения.
Рассмотрим подробно частный случай такого распределения масс, при котором В этом случае частотное уравнение (75) имеет корни:
(77)
Для определения собственных форм колебаний подставим эти корни поочередно в соотношение (76). Тогда для первой собственной формы получим
а для второй собственной формы -
Эти формы колебаний представлены на рис. 33,а,б. Их особенностью является неподвижность одной оси автомобиля при колебаниях другой. Формулы (77) показывают, что в этом частном случае частоты можно вычислять, используя схему, показанную на рис.33,в, т.е.
распределяя общую массу по закону рычага.
Рис. 33
В другом частном случае, когда Спа = СЗb, уравнения (74) становятся независимыми
(78)
что означает возможность чисто вертикальных колебаний при отсутствии поворотов - «подпрыгивание» (рис. 33,г), а также чисто угловых колебаний при неподвижности центра тяжести - «галопирование» (рис. 33,д). Действительно, система (78) удовлетворяется решением при выполнении равенства
(79)
и решением при выполнении равенства
(80)
Из (79) находим первую собственную частоту:
,
а из (80) - вторую собственную частоту:
.
Пример 11. Определить собственные частоты и собственные формы колебаний автомобиля, для которого известно: