Сложные зубчатые механизмы
|
Краткое содержание:
- Сложные зубчатые механизмы
- Многопоточные и планетарные механизмы.
- Кинематика рядного зубчатого механизма.
- Формула Виллиса для планетарных механизмов
- Кинематическое исследование типовых планетарных механизмов графическим и аналитическим методами.
Сложные зубчатые механизмы
Сложными зубчатыми механизмами называются механизмы с зубчатыми передачами с числом зубчатых колес больше двух. Это могут быть механизмы с оригинальными структурными схемами или механизмы, образованные последовательным и (или) параллельным соединением простейших типовых зубчатых механизмов.Механизмы, в которых кинематические цепи образуют один или несколько замкнутых контуров и в которых входной поток механической мощности в процессе передачи и преобразования делится на несколько потоков, а затем суммируется на выходном звене, называются многопоточными механизмами. Распределение передаваемых усилий по нескольким кинематическим парам уменьшает нагрузку на элементы пар и позволяет существенно уменьшать габаритные размеры и массу механизмов. Многозонный контакт звеньев механизма существенно увеличивает жесткость механизма, а за счет осреднения ошибок и зазоров, уменьшает мертвый ход и кинематическую погрешность механизма. Однако, за счет образования в структуре механизма внутренних контуров, число избыточных или пассивных связей в механизме увеличивается. Поэтому при изготовлении и сборке механизма необходимо либо повышать точность деталей, либо увеличивать зазоры в кинематических парах.
Сложные зубчатые механизмы, в которых ось хотя бы одного колеса подвижна, называются планетарными механизмами. К типовым планетарным механизмам относятся:
- однорядный планетарный механизм;
- двухрядный планетарный механизм с одним внешним и одним внутренним зацеплением
- двухрядный планетарный механизм с двумя внешними зацеплениями;
- двухрядный планетарный механизм с двумя внутренними зацеплениями.
- зубчатое колесо с внешними зубьями, расположенное в центре механизма называется "солнечным";
- колесо с внутренними зубьями называют "короной" или "эпициклом";
- колеса, оси которых подвижны, называют "сателлитами";
- подвижное звено, на котором установлены сателлиты, называют "водилом" .
Звено водила принято обозначать не цифрой, а латинской буквой h.
Типовые планетарные механизмы
№ | Структурная схема механизма | Uред | КПД |
1 | ![]() |
![]() 3....10 |
0.97....0.99 |
2 | ![]() |
![]() 7....16 |
0.96....0.98 |
3 | ![]() |
![]() 25....30 |
0.9....0.3 |
4 | ![]() |
![]() 30....300 |
0.9....0.3 |
Рядным зубчатым механизмом называется сложный зубчатый механизм с неподвижными осями колес, образованный последовательным соединением нескольких простых зубчатых механизмов. Рассмотрим кинематику рядного механизма составленного из двух зубчатых передач: одной внешнего зацепления и одной внутреннего зацепления. Схема механизма изображена на рис. 15.1.
![](image/lect-15_8.gif)
Напоминание: Для вращательного движения твердого тела относительно оси проходящей через точку А. Примем для размеров масштаб ml, мм/м, а для линейных скоростей - масштаб mV, мм/мЧс-1. Угловая скорость звена i равна
![]() |
![]() Таким образом при графическом кине матическом анализе угловая скорость звена равна произведению тангенса угла наклона прямой распределения лиейных скоростей на отношение масштабов длин и скоростей. |
Из основной теоремы зацепления, для первой пары зубчатых колес с внешним зацеплением, можно записать
![](image/lect-13_23.gif)
для второй пары зубчатых колес с внутренним зацеплением
![](image/lect-13_38.gif)
Передаточное отношение механизма в целом будет равно:
![](image/lect-15_10.gif)
Передаточное отношение сложного рядного зубчатого, образованного из нескольких соединенных последовательно простых зубчатых механизмов равно произведению передаточных отношений этих механизмов.
Графическое исследование кинематики рядного механизма
Изобразим в масштабе ml, мм/м, кинематическую схему рядного зубчатого механизма. Нанесем на эту схему линейную скорость точки P1, изобразив ее в произвольном масштабе mV, мм/мЧс-1 отрезком Р1Р'1.
Соединим конец этого отрезка точку Р'1 с центрами вращения колес 1 и 2 точками 01 и 02 и получим прямые, определяющие распределение линейных скоростей этих звеньев, для точек лежащих на линии центров. Эти прямые образуют с линией центров соответственно углы y1 иy2 . Точка Р2 является точкой касания начальных окружностей колес 3 и 4. Так как в точке касания начальных окружностей линейные скорости звеньев 2 и 3 равны, а распределение линейных скоростей по линии центров для звена 2 известно, то можно определить отрезок Р2Р'2,который изображает скорость точки Р2 в масштабе mV, мм/мЧс-1. Соединив прямой точку Р'2 с центром вращения звена 3 получим прямую распределения линейных скоростей для точек звена 3, лежащих на линии центров. Угол, который образует эта прямой с линией центров, обозначим y3 . Угловые скорости звеньев определятся из этой схемы по формулам
![](image/lect-15_11.gif)
Передаточное отношение, рассматриваемого рядного зубчатого механизма, будет равно
![](image/lect-15_12.gif)
Формула Виллиса.
Формула Виллиса выводится на основании основной теоремы зацепления и устанавливает соотношение между угловыми скоростями зубчатых колес в планетарном механизме. Рассмотрим простейший планетарный механизм с одним внешним зацеплением (см. рис. 15.3). Число подвижностей в этом механизме равно
![](image/lect-15_13.gif)
![](image/lect-15_14.gif)
В движении звеньев относительно водила угловые скорости звеньев равны угловым скоростям в движении относительно стойки минус угловая скорость водила. Если в движении относительно стойки ось зубчатого колеса 2 подвижна, то в движении относительно водила оси обоих зубчатых колес неподвижны. Поэтому к движению относительно водила можно применить основную теорему зацепления.
Движение механизма относительно стойки
![](image/lect-15_15.gif)
Движение механизма относительно водила
![](image/lect-15_16.gif)
То есть можно записать выражение, которое называется формулой Виллиса для планетарных механизмов
![](image/lect-15_17.gif)
Кинематическое исследование типовых планетарных механизмов графическим и аналитическим методами.
1. Двухрядный механизм с одним внутренним и одним внешним зацеплением.
Дано: Кинематическая схема механизма - ri , числа зубьев колес - zi ; _______________________________________________
Определить: Передаточное отношение механизма - ?
![](image/lect-15_18.gif)
Аналитическое определение передаточного отношения.
В планетарном редукторе, изображенном на рис.15.4 на звене 2 нарезаны два зубчатых венца:
z2 , который зацепляется с зубчатым венцом z1 звена 1;
z3 , который зацепляется с внутренним зубчатыми венцом z4 звена 3.
По формуле Виллиса отношение угловых скоростей звеньев для внешнего зацепления колес z2 и z1
![](image/lect-15_19.gif)
для внутреннего зацепления колес z4 и z3
![](image/lect-15_20.gif)
Перемножим, правые и левые части этих уравнений, и получим
![](image/lect-15_21.gif)
Графическое определение передаточного отношения.
В системе координат ri0V построим треугольники распределения линейных скоростей звеньев. Для этого из точки А с ординатой r1 в выбранном произвольном масштабе mV, мм/мЧс-1 отложим отрезок a a'. Через конец этого отрезка и начало координат проведем прямую, которая определит распределение скоростей для точек звена 1, лежащих на оси ri. Эта прямая образует с осью ri угол y1. Так как в точке с скорости звеньев 2 и 3 равны между собой и равны нулю, то соединяя точку с с прямой с точкой a', получим линию распределения скоростей для звена 2. Так как точка принадлежит звеньям 2 и h, то ее скорость определяется по лучу с a' для радиуса равного rB = (r1+r2), что в масштабе mV, мм/мЧс-1 соответствует отрезку bb'. Соединяя точку b' с началом координат прямой, найдем линию распределения скоростей для водила. Эта линия образует с осью ri угол yh. Передаточное отношение планетарного механизма определенное по данным графическим построениям можно записать так
![](image/lect-15_22.gif)
2. Однорядный механизм с одним внутренним и одним внешним зацеплением.
![](image/lect-15_23.gif)
Аналитическое определение передаточного отношения.
По формуле Виллиса отношение угловых скоростей звеньев для внешнего зацепления колес z2 и z1 :
![](image/lect-15_24.gif)
для внутреннего зацепления колес z2 и z3:
![](image/lect-14_23.gif)
Перемножим, правые и левые части этих уравнений, и получим:
![](image/lect-15_25.gif)
Графическое определение передаточного отношения.
![](image/lect-15_26.gif)
3. Двухрядный механизм с двумя внешними зацеплениями.
![](image/lect-15_27.gif)
Аналитическое определение передаточного отношения.
В планетарном редукторе, изображенном на рис.15.6 на звене 2 нарезаны два зубчатых венца:
z2 , который зацепляется с зубчатым венцом z1 звена 1;
z3 , который зацепляется с внутренним зубчатыми венцом z4 звена 3.
По формуле Виллиса отношение угловых скоростей звеньев для внешнего зацепления колес z2 и z1 :
![](image/lect-15_28.gif)
для внешнего зацепления колес z4 и z3:
![](image/lect-15_29.gif)
Перемножим, правые и левые части этих уравнений, и получим:
![](image/lect-15_30.gif)
Графическое определение передаточного отношения.
![](image/lect-15_31.gif)
4. Двухрядный механизм с двумя внутренними зацеплениями.
![](image/lect-15_23.gif)
Аналитическое определение передаточного отношения.
В планетарном редукторе, изображенном на рис.15.6 на звене 2 нарезаны два зубчатых венца:
z2 , который зацепляется с зубчатым венцом z1 звена 1
; z3 , который зацепляется с внутренним зубчатыми венцом z4 звена 3.
По формуле Виллиса отношение угловых скоростей звеньев для внутреннего зацепления колес z2 и z1 :
![](image/lect-15_32.gif)
для внутреннего зацепления колес z4 и z3:
![](image/lect-15_20.gif)
Перемножим, правые и левые части этих уравнений, и получим:
![](image/lect-15_33.gif)
Графическое определение передаточного отношения.
![](image/lect-15_34.gif)
Кинематическое исследование пространственных планетарных механизмов методом планов угловых скоростей.
Рассмотрим этот метод исследования на примере планетарного механизма конического дифференциала заднего моста автомобиля. На рис. 15.8 изображена схема механизма и планы угловых скоростей.
![](image/lect-15_35.gif)
Планы угловых скоростей строятся в соответствии с векторными уравнениями:
w2=w1+w21; w4=w3+w43 |
w3=w2+w32; w5=w3+w53 |
w21- по линии контакта начальных конусов звеньев 2 и 1;
w32- по оси шарнира С;
w43- по линии контакта начальных конусов звеньев 4 и 3;
w53 - по линии контакта начальных конусов звеньев 5 и 3. Вектора абсолютных угловых скоростей направлены по осям кинематических пар, которые образуют звенья со стойкой: w2 - по оси пары В ;w1 - по оси пары А ;
w4 - по оси пары Е ; w5 - по оси пары D . Направление угловой скорости сателлита 3 определяется соотношением величин угловых скоростей w2 и w32 . Рассмотрим три режима движения автомобиля:
- прямолинейное движение w4 = w5 (векторная диаграмма на рис.15.8a). В этом режиме движения корпус дифференциала 2 и полуоси 4 и 5 вращаются с одинаковыми угловыми скоростями w4 = w5 = w2 , а относительная угловая скорость сателлита w32=0.
- поворот автомобиля направо w4 < w5 (векторная диаграмма на рис.15.8б). При повороте направо угловые скорости полуосей не равны и связаны неравенством w4 < w5 ,поэтому сателлит будет вращаться с такой угловой скоростью w32, которая обеспечивает постоянство угловой скорости корпуса дифференциала w2.
- буксование левого колеса w4 = 0 (векторная диаграмма на рис.15.8в). При буксовании левого колеса, правое колесо останавливается w4 = 0, а левое будет вращаться с угловой скоростью w5 = 2Ч w2 .